«Терапия песком»

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.

Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице.

 Игры с песком – одна из разновидностей игровой терапии.Это традиционные игры с песком. Игры с песком можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет.

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. На логопедических занятиях используются традиционные здоровье-сберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика.

Помимо традиционных здоровье-сберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии).

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.

Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Для того, что бы воплотить  фантастические замыслы в реальность, в нашем детском саду мы работаем на качественном, новейшем оборудовании для рисования песком (мини-планшет с подсветкой)

 Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит…

Основная деятельность дошкольника – игра. Работая с песком, мы выделяем следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:

  • Коррекция звукопроизношения

  • Звуко-буквенный анализ слов

  • Развитие фонематического слуха

  • Формирование связной речи у детей

  • Развитие мелкой моторики

  • Развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания

  • Развитие диафрагмального высказывания   

При отборе материала для автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов.

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх, их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими. Сначала дети выполняют различные фонетически, грамматически и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения.

На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типов, появляется способность дифференцировать различные виды интонации. В ходе работы развивается высота и сила голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания.

На занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «сухое — мокрое», «твердое — мягкое», «гладкое — острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения. Это:

— поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

— «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

— «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы.

 Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:

— выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

— выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова.

Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:

— закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

— развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

Слова на песке пишем печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

 Игры на развитие диафрагмального дыхания.

— «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

— «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

— «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

Автоматизация звуков.

— «Два города» — под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

— «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

Развитие фонематического слуха.

— «Спрячь ручки» — прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

— «Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

— «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

Совершенствование грамматического строя речи.

-«Лодочка» — в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

— предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

— приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

— наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

— «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

Связная речь.

— «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

     Используя технологию «песочной терапии» с элементами хромотерапии при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дети быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием цветовых оттенков, окружающих их на занятиях. Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Учителя-логопеды МБДОУ «детский сад «Теремок»

Барабнщикова Наталья Николаевна

Карпухина Светлана Юрьевна

[nggallery id=16]

 

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *