Мы часто упрекаем детей в невнимательности, не думая о том, что в основе этой самой «невнимательности» лежат свойства темперамента. И уж совершенно не думаем о том, что нужно не исправлять их, а учитывать в своей педагогической деятельности.
В последнее время часто говорится о личностно-ориентированном подходе к детям, который опирается на особенности нервной системы, темперамента ребенка. Именно они определяют степень активности ребенка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т.д. Это необходимо учитывать педагогам и родителям, если они хотят, чтобы воспитательно – образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.
Для объединения детей в подгруппы на основе сходных проявлений особенностей нервной деятельности целесообразно использовать учение И.П.Павлова о четырех типах высшей нервной деятельности, или четырех типах темперамента: сангвинического (сильный, уравновешенный, подвижный тип), флегматического (сильный, уравновешенный, инертный тип), холерического (сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения), меланхолического (слабый тип). При этом важно помнить: «в чистом» виде темперамент обнаруживается в ранние детские годы, а затем под влиянием различных факторов, в том числе воспитания, поведение детей изменяется.
У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависят от степени осознания ими необходимости какой – либо деятельности, от потребности в ее выполнении. Чем более ребенок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, т.е. ребенок в начале деятельности может часто отвлекаться.
Для развития сосредоточенности и устойчивости внимания в младших и средних группах я предлагаю игры «Что изменилось?», распределять большое количество цветных полосок по цветам, считать кружки разных цветов; в старшей группе игры «Что получилось?» раскладывать геометрические фигуры по цвету и форме. Если задание холерикам неинтересно (например, монотонная работа), они не будут его выполнять. С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличиваются, а время, необходимое на сосредоточение, сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Ребенка – холерика нельзя принуждать к чему-либо, его следует убедить в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать, недопустимы – это вызовет лишь бурный протест. Отрицательную оценку следует применять весьма осторожно- лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить его в объективности.
Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависят от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Дети сангвиники , в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чем-то одном – они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними следует как можно чаще ставить новые, по возможности все более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Включая детей-сангвиников в какую-либо активную деятельность, необходимо предупредить их, что нас интересует его мнение об этой деятельности, которое он должен будет высказать.
Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже многотонная работа, но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребенок не слышал или не понял речь, обращенную к нему. Кроме того, флегматики испытывают определенные трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания, где это требуется. Учитывая это, каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно выясняйте, правильно ли понял ребенок задание, дайте ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимание. Тогда флегматик правильно все сделает и доведет начатое дело до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.
Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенность в себе. Меланхоликам непросто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. Так, если внимание у детей холерического, сангвинического и флегматического типов темперамента в коллективных дидактических играх было устойчивым и сосредоточенным и они быстро находили верный ответ, то меланхолики либо совсем не справлялись с заданием, либо, зная решение, отвечали на вопросы робко и неуверенно. Многое в поведении меланхоликов зависит от отношения к ним взрослых: здесь недопустимы резкость, ирония, повышенный тон. Необходимо отмечать положительные черты ребенка-меланхолика, давать ему высказаться, поощрять за инициативу.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать особенности их темперамента и их влияние на свойства внимания. От этого зависят правильность понимания и выполнения детьми заданий, а также, что еще важнее, характер взаимоотношений между взрослыми и детьми.