Преемственность: детский сад — школа I ступени

« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса – в детском саду и школе – не сводится, к психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению, и поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Для детского сада характерны бытовой комфорт,  игровая, познавательная деятельность. В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

  3. Умственные и нравственные способности учащихся.

  4. Сформированность произвольности поведения у воспитанников т.е. умение слушать и слышать учителя.

  5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

  6. Сформированность мотивации к учебной деятельности.

Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы:

— адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом,        

-индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей; интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.

Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.

Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются.     У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами ( программами, инструкциями и т.д.). Однако, если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для контроля освоения используется пятибалльная система отметок. Но, выступая в той или иной роли, педагог является не только «штатной единицей», но и человеческой индивидуальностью, располагающей неповторимым спектром человеческих качеств. Конечно и воспитанник детского сада, и ученик начальной школы воспринимают педагога в основном в единстве его ролевых и личностных качеств, но даже для них личность педагога неизбежно проступает через любые его ролевые действия.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Каждый год остается доброй традицией между МБОУ «Школой № 4» и «Детским садом «Теремок» встречаться на психолого – педагогическом консилиуме по вопросам преемственности.

Цель данной встречи: преемственость между детским садом и школой. За уютным круглым столом  обсуждались  вопросы взаимодействия школы и детского сада, сотрудничество с родителями, намечены пути дальнейшей совместной работы по коррекции поведенческих нарушений, по формированию у дошкольников мотивации к учебной деятельности и искусству.  Много времени в детском саду уделяется игре. Игра — является основным видом деятельности, так как через игру ребёнок познаёт окружающий мир. И в своём выступлении заместитель директора  по учебно — воспитательной работе  отметила, что дети приходят в школу всё таки не наигравшись.

28 января 2015 года педагог-психолог, социальный педагог, учителя — логопеды, воспитатели выпускных групп побывали на открытых уроках в 1 классах. Наши выпускники порадовали нас своими знаниями и достижениями, выразили свою благодарность  педагогам праздничным выступлением «Спасибо Вам, воспитатели!». Но как приятно, что   наш детский сад и воспитаелей  не забывают  выпускники детского сада прошлых лет, которые обучаются в МБОУ «Многопрофильном лицее», ММК  и высших учебных заведениях.

В завершение заседания круглого  стола  учителя  сообщали, какие требования предъявляет школа к поведению ребенка, рекомендовали, на что нам  следует обратить особое внимание, и  что предпринять, для благополучной адаптации наших воспитанников.
Мы благодарим всех участников психолого-педагогического консилиума по вопросам преемственности за их  неравнодушное отношение к детям, ответственное отношение к своей профессии.

Старший воспитатель: Французова Алла Борисовна

социальный педагог: Болгарина Елена Александровна

педагог-психолог: Хуснутдинова Рамиля Агзафовна

учитель –логопед: Карпухина Светлана Юрьевна

 [nggallery id=66]

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *