Развиваем речь на прогулке

Развиваем речь на прогулке

Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Попрыгать на свежем воздухе значительно интереснее, чем сидеть дома в четырех стенах. К тому же, гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать речь малыша. Именно на улице у ребенка проявляется любознательность, которую легко удовлетворить. Ведь вокруг столько всего незнакомого, о чем можно рассказать. Накапливаются зрительные образы, которые стимулируют ребенка обозначить их словами. Помочь малышу правильно обозначить предметы может мама. То, какими словами ребенок будет называть предметы вокруг на прямую зависит от родителей. Используя те или иные слова, интонацию мама учит малыша характеризовать ситуации и предметы вокруг правильно. Делать это нужно с раннего детства.

Разговаривайте с ребенком по больше, где бы вы не гуляли. Называйте все, что видите вокруг. Обращайте внимание на взгляд малыша, чем он заинтересовался, на кого/что посмотрел. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясните почему все так происходит. Не бойтесь говорить, даже если вы думаете, что ребенок вас не поймет. Просто разговаривайте с ним. Используйте простые понятные слова, не скупитесь на эмоции. Малыш накапливает свой пассивный словарный запас, и придет время, когда он «выдаст» все, что услышал однажды

О чем рассказывать.

Вот вы вышли из подъезда. Первое, что вы заметили, это погода. Поделитесь с ребенком о том, какой сегодня чудесный, теплый, солнечный день. Скажите об этом с радостной интонацией, чтобы ребенок порадовался яркому и теплому дню вместе с вами.

Вчера прошел дождь, гляньте какие лужи вокруг. Опишите их, какие они: большие или маленькие, глубокие, мокрые, грязные, круглые. В лужах купаются птицы: большие, серые, белые голуби с розовыми лапками и синеватыми шеями, или маленькие, коричневые, шустрые воробьи. Рядом на кустике сидят яркие, маленькие, желтобрюхие синички. Чем больше эпитетов вы используете в описании того или иного существа или предмета, тем лучше. Именно лексика с эмоциональным окрасом (синонимы, антонимы, эпитеты), слова с различными суффиксами и приставками) развивают эмоциональную сторону реьенка.

На площадке.

Детская площадка – отличное место и для развлечений, и для знаний. Столько всего интересного можно узнать. Вот малыш поднял палочку, какая она? Длинная или короткая, тоненькая, с веточками или без, с листочками, шаршавая или гладкая. А сколько турников и качелей вокруг. Они все разной геометрической формы, разных цветов и по разному работают. Идете ковыряться в песочнице, обратите внимание какой песок: влажный или сухой, желтый или белый, чистый или с камешками, слепливается или рассыпается. В песке можно найти и ракушки, и камешка, и травку. Рассмотрите вместе найденный «клад», охарактеризуйте его, обратите внимание на детали. Таким образом развивается внимание и концентрация на чем-то конкретном. Расскажите, что пасочки лучше получаются из влажного песка, потому что он склеенный водичкой. Каких животных можно слепить из пасочек.

Возле дороги.

Вот вы у дороги, сколько здесь всего интересного, движещегося, но опасного. Обязательно напомните ребенку, что дорога – не место для игор и переходить ее нужно только в сопровождении взрослых. Посмотрите какие машины вокруг: большие и маленькие, разных цветов, шумные и тихие, мотоциклы, велосипеды и спец техника. Почему то именно она особо привлекает малышей. Может, потому что отличается от другого транспорта, издает много шума. Расскажите о видах транспорта, чем они отличаются, из каких частей устроены, что или кого перевозят. Легковые машины тоже очень разные по форме, цвету, маркам. Их пожно сравнивать, считать, рассматривать. Это очень увлевательно.

Животные и птицы.

Вы не задумывались, почему кроха называет животных «мяу» или «гав»? Потому что он запоминает звуки, которые они издают. Расширьте представление ребенка о той же собачке или котике, опишите какая она: гладко- или короткошерстная, большая или маленькая, какого окраса, какой породы, где живет, кто хозяин.

Маленькие дети очень любят наблюдать за птицами. Чтобы их рассмотреть поближе возьмите с собой кусочек хлеба или зерна. Дети обожают кормить птиц. Так их можно лучше рассмотреть, понаблюдать за их повадками, и в конце концов попробовать догнать.

Если рядом есть парк, наверняка там живут белочки, так что захватите с собой орешков, крупы, хлебных крошек. Малыш будет в восторге от пушистого зверька или птички. Можно позвать белочку, постучав орешки друг о друга или по асфальту, или дереву. Некоторые уже привыкшие к подкармливанию белочки подходят очень близко, если не спугнуть. Если удастся ее покормить, у малыша будет масса эмоций на целый день. Расскажите ему где живет белка, что ест, какая у нее шубка и зубки.

Положив в кормушку крошки, расскажите для чего и для кого это вы сделали, чем питаются птицы, какие птички живут зимой, а какие нет.

Положительные эмоции и яркие впечатления – одни из лучших стимулов побуждения малыша к речи. Ему так хочется поделиться с вами об увиденном, и в этом ему помогут слова. Ничего страшного, если поначалу эти слова будут невнятными и понятными только ему. Вскоре он запомнит, как их произносит мама или папа, и постарается сказать так же. Постепенно ваш монолог перерастет в диалог, и вы еще удивитесь, какие меткие высказывания «толкает» ваше чадо.

Всё выше сказанное можно использовать и для детей старшего возраста, только сначала спросите, что ребёнок знает о животных, птицах и дополните новой информацией для ребёнка.

Авторы: Учителя-логопеды МБДОУ «ДС «Теремок»:

 Барабанщикова Наталья Николаевна

 Карпухина Светлана Юрьевна

на прогулке

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *