Характеристика компьютерных программ для детей с различными нарушениями развития.

Характеристика компьютерных программ для детей

с различными нарушениями развития.

В современном обществе компьютерные технологии составляют один из важнейших компонентов в сфере обучения детей и стремительно завоевывают всё новые области в педагогике.
Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь и др., которые можно с успехом применять  при обучении детей.

Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития. Программно-педагогические средства в форме компьютерных игр служат формированию и коррекции как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов.
В настоящее время, с модернизацией технических средств, расширяются возможности использования передовых компьютерных технологий и в логопедической практике (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Л.Р. Лизунова, Ю.Б. Зеленская, Д.И. Бойков, А.В. Лопатина, Л.Б. Боряева и др.). На логопедических занятиях применяются детские компьютерные программы как средство развития речи и компенсации дефицита представлений об окружающем.

Компьютерные программы для дошкольников представлены как игры разных видов. Игровые компьютерные программы могут носить характер дидактических («Азбука»), сюжетно-дидактических («Построй город», «Веселый клоун»), сюжетно-режиссерских («Лес», «Море»), театрализованных, игр-забав и т д. Все они могут быть адаптированы и использоваться в логопедической практике с целью развития различных сторон речи.
Исследователи отмечают, что использование учителем-логопедом компьютерных программ является мощным стимулирующим фактором для качественного выполнения всех заданий, артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений.
Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят развивающий характер, так как в них использованы символическое представление информации и опосредованный характер управления. В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Среди специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями речевого развития широко распространены такие, как «Видимая речь», «Special Education Tools», «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Гарфилд – малышам. Развиваем речь», Power Point, Macromedia Flasch и другие. Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

В настоящее время достаточно распространён и используется в коррекционной работе в нашем дошкольном учреждении МБДОУ «ДС «Теремок» — логопедический тренажёр «Дельфа», который   представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Комплект тренажера  включает в себя Блок обработки речевого сигнала, микрофон, основную программу и программы работы со словарями, подробное текстовое практическое руководство с описанием приемов работы и   методикой проведения групповых занятий.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для детей. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение. 
Очень удобной в работе дефектолога является программа Power Point. На ее основе возможно создание разнообразных игр, направленных на развитие различных психических процессов дошкольников с учетом возрастных, индивидуальных и речевых возможностей детей. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Для последовательного восприятия детьми учебного материала небольшими «порциями» существует настройка анимации. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации.

«Компьютерная презентация — это файл… Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательности кадров или слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера или специального проектора по ходу выступления, но и напечатать на бумаге или прозрачной пленке. Достоинства такой презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны».
В логопедической практике применяю компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, задания на дифференциацию звуков и букв, пополнению и уточнению словаря, развитию грамматического строя речи и т.п. Наиболее целесообразно с помощью компьютерных презентаций изучение тем, связанных с природными явлениями, животными, растениями, птицами, техникой, транспортом.
Компьютерные игры могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные речевые игры и занятия, а дополняя их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В традиционных играх содержание задач, способы, средства и правила игры определены взрослым. В компьютерных играх дети свободны в постановке и решении игровых задач. В компьютерных играх становятся доступны те элементы знаний, усвоение которых в обычных условиях с помощью традиционных средств затруднено.

Автор публикации: учитель-логопед МБДОУ «ДС «Теремок»

Барабанщикова Наталья Николаевна

использование презентации к статье харак-ка компьют программ компьютерные программы к статье хар-ка комп программ

 

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *