Этот особый фонематический слух!

Каждый человек знает, что такое слух и какое значение он имеет.

Но не все знают, что «слухов» у человека, по крайней мере, три.

  • Один — физический. он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, лай собаки и т.д.
  • Второй слух — музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.
  • Третий — речевой, который и содержит в себе тот самый особый фонематический слух.

Но для чего же нужен ребёнку этот слух? Фонематический слух имеет специальное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи.

Ещё находясь в утробе матери, малыш слышит её сердцебиение и громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в десятки тысяч раз. Все звуки сливаются в один монотонный шум, среди которого ребёнок различает свой плач. Ребёнок слышит все, даже то, на что мы взрослые не обращаем внимания. Вот почему слух считается абсолютным. Тот самый фонематический слух и отвечает за разделение шума на звуки.

Взрослые умеют сосредотачиваться на тех звуках, которые важны в данный момент, не обращая внимания на сопутствующие. У новорождённого слуховое внимание не развито. Малыш будет учится этому в ближайшее время.

В начале малыш научится выделять звуки, которые повторяются часто. Одним из первых достижений будет выделение маминого голоса, изучение его интонации, поэтому общайтесь  с малышом, чаще произносите его имя. Он ещё не будет знать, что его так зовут, но то, что этот набор звуков говорит о нём, поймёт точно.

Когда мама поёт колыбельные и в такт укачивает ребёнка, у него развивается чувство ритма. Вот так с первых минут жизни ребёнок развивает свои фонематические процессы.

В дальнейшем малыш подрастёт и начнёт осваивать разговорную речь, хороший фонематический слух станет основой для верного понимания смысла сказанного. При не сформировавшемся механизме речевого звукоразличения ребёнок воспринимает  не то, что ему сказали, а то, что он услышал — что-то точно, а что-то приблизительно. «Лес» превращается в «лист» или в «лису».  Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.  А эти навыки в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения.

Уже к трём годам дети имеют достаточно большой объём слуховых впечатлений, но они ещё не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, слушать и понимать звуки.

Речевой слух не возникает сам собой даже при наличии острого природного слуха: его нужно целенаправленно развивать, поскольку он способствует формированию фонематического слуха, а с ним связаны овладение чёткой речью и грамотность письма.

Наибольший пик развития фонематического слуха приходится на 4-5 лет, но необходимо начинать формирование его гораздо раньше.

Сосредоточится на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учится слушать и понимать речь, но как лучше научит этому ребёнка? Конечно с помощью игры, ведь играя, малыш понимает мир гораздо легче и быстрее.

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных , бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

Откройте окно — прислушайтесь к звукам вокруг: к шелесту листвы на ветру, мяуканью кошки, пению птиц, попробуйте различать шум мотора легкового и грузового автомобиля. На прогулке — зимой прислушайтесь к скрипу снега под ногами, звону сосулек. Весной — попробуйте различать журчание ручья и звон капели. Осенью можно различать шум дождя: по крышам и по лужам, шуршание листвы.

Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы, которые окружают его постоянно скрип двери, звук шагов, тиканье часов, шум капающей, льющейся воды. Попросите малыша закрыть глаза и запомнить все звуки, которые он услышит вокруг себя в течение одной минуты. Можете создать их сами, пусть ребёнок отгадывает. Обсудите с ним услышанное — чем звуки похожи, чем различаются, где можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Какие звучат звонко, какие глухо. Научите малыша обозначать звуки символами, попробуйте нарисовать их. Это в дальнейшем поможет ребёнку понять, что звуки речи обозначаются буквами.

Начинать надо  с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем — сходных по звучанию.

Есть три этапа по сложности различения звуков:

  1. Барабан, колокольчик или погремушка?
  2. Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?
  3. Запакованные в коробочке макароны, рис или манка?

Предложите ребёнку взять волшебную палочку и постучать ею по любым предметам. Попросите прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребёнок мог догадаться о нём, предмет нужно рассматривать, брать в руки, ощупывать. Малышу полезно выполнять такие задания с закрытыми глазами: анализировать звуки на слух, без опоры на зрение.

Такие игры способствуют формированию у крохи правильного речевого восприятия, и как следствие, верного произношения звуков. Можно придумать ещё много весёлых интересных игр, но помните, что игра должна соответствовать возрасту. Она не должна утомлять ребёнка.

Начните с простого, чтобы не было проблем со сложным!

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *